О Тараклии
Тараклия - одно из старейших болгарских поселений ХIX в. в тогдашней южной Бессарабии. Здесь, вблизи поселения ногайских татар, известного под таким же названием, задунайские болгары селились несколькими потоками. Ещё до того, как Буджак был включён в состав России по Бухарестскому мирному договору 1812г., а именно в 1806г., на этом месте проживали три болгарские семьи. Официальной датой основания Тараклии считается 1813-й год. Спустя всего несколько лет в ней проживало уже 185 болгарских семей численностью 875 человек. Они были выходцами из северо-западной части Болгарии, что подчёркивалось и в названии села - Шоп-Тараклия.Очередное массовое переселение болгар в Бессарабию, связанное с русско-турецкой войной 1828-1829 гг., привело в Тараклию еще 88 болгарских семей уже из северо-восточной и южной Болгарии. К середине ХIХ в. там проживало уже более 300 семей в количестве 2025 душ обоего пола, а на январь 1877-го их насчитывалось 3029 человек. После Болграда и Комрата, Тараклия занимала третье место по численности среди болгарских и гагаузских поселений в южной Бессарабии. C конца 20-х гг. ХIХ в. население Тараклии увеличивалось, главным образом, за счет естественного прироста, благодаря высокой рождаемости в болгарских семьях того периода и вопреки высокому уровню детской смертности, характерной для тогдашней Бессарабии.
Примечательно, что до декабря 1819 г. тараклийцы, как, впрочем, и все выходцы из-за Дуная, поселившиеся в Буджаке, не имели социально-правового статуса, в связи с чем не давали присяги царю и, следовательно, не были российскими подданными. Их затянувшееся устройство здесь на пустопорожних землях в самом начале 20-х гг. ХIХ в., согласно указу правительствующего Сената, предусматривало наделение каждой семьи землей в 60 десятин в вечное пользование, освобождение от налогов и повинностей на ряд лет, а также от рекрутского набора, создание особого административного устройства с включением в его состав и полутора десятка молдавских сел. Чуть позднее инструкцией о сельских приказах была институирована (регламентирована) хозяйственная, общественная, культурная и иные стороны жизни сельской общины. В Тараклии, как и в других селах Управления задунайских переселенцев в Южной Бессарабии, общинное самоуправление было важным фактором в организации управления социально-экономическими и общественно-политическими процессами на уровне каждого населенного пункта. Различные вопросы жизни села выносились и рассматривались на сельских сходах, где и принимались путем голосования общие и обязательные для всех решения (так называемые "мирские приговоры"). Сельское общество, сохранившее в своей организационной структуре многие элементы традиционной болгарской общины, несло полную ответственность за всю повседневную жизнь каждого его члена. Оно отвечало за исполнение и соблюдение законов, организовывало аграрные отношения в общине, рассматривало имущественные споры, решало культурные, бытовые и хозяйственные вопросы села. Традиции предков тараклийцев востребованы их внуками.
Первоначально тараклийцы жили в землянках и плетневых домах. Обустраиваться им было сложно и трудно: не было собственных сбережений, государство не оказывало им финансовой помощи. К тому же суровая Буджакская степь не изобиловала разнообразием строительных ресурсов. В 1827 г. из 191 семьи 152 жили в плетневых домах. Одновременно строились глинобитные ("чамурные") дома, которые со временем стали преобладающими. Крыши домов в основном покрывали соломой или камышом. В начале 40-х гг. ХIХ в. Министерство государственных имуществ, в ведении которого состояли бессарабские болгарские поселения, разработало и начало внедрять переустройство сел по специальным планам застройки. В них хаотичное возведение домов заменялось строительством уличного типа. Кроме того, не разрешалось строить землянки под жилье. Это привело к сносу многих жилых домов прежней постройки и строительству новых - полностью за счет самих жителей. К середине ХIХ в. в Тараклии таких строений насчитывалось 220. Плетневых осталось только 13, но одновременно появилось 29 каменных домов. Тараклия приобретала другой вид. Под центр была отведена большая площадь, на которой разместились сельский приказ, церковь, школа, амбар для хранения общественных запасов зерна, а также был разбит парк.
Царское правительство определило в первой четверти ХIХ в. для жителей Тараклии и самого села 9662 десятины земли. Ее примерно хватало для наделения 185 семейств, проживавших в селе сразу после 1813 г., по 60 десятин на каждую семью. Однако к 1827 г. , когда в селе проживали 204 семьи, земельный надел на одну семью составлял в среднем только 47 десятин. В то время главной отраслью сельского хозяйства было животноводство. Большинство тараклийцев переселились с таким количеством крупного и мелкого скота, которое обеспечивало его воспроизводство, а также продуктами питания населения. К 1827 г. на каждую ревизскую семью приходилось в среднем 2,6 лошади и 10,6 голов крупного рогатого скота и более 50 овец. Известно, что одна семья прибыла из-за Дуная со стадом более 300 овец. Другие болгарские села намного отставали по последнему показателю от Тараклии.
Однако по мере роста числа жителей в Тараклии (в 1832 г. там проживали 266 семей, средний надел на одну семью составлял уже 36,3 десятины) все более ощущался недостаток земли. Для Буджака начала ХХ столетия, когда сельскохозяйственное производство считалось полуэкстенсивным, семья, располагавшая менее чем 15 десятинами земли, была бедняцкой; семью с землей в 25 десятин относили к категории середняцких хозяйств, а до 50 десятин - к категории зажиточных. В первой половине ХIХ в. сельскохозяйственная отрасль здесь была экстенсивной, и чтобы можно было прокормиться и вести прибыльное хозяйство, необходимо было большее количество земли, чем та, которой располагала тогда Тараклия. Так, для обеспечения каждой ревизской семьи нормой в 50 десятин земли (такая норма была установлена с 1830 г.) Тараклии в середине ХIХ в. на 300 семейств требовалось 15 000 десятин. Вот почему тараклийцы все более и более отдавали предпочтение земледелию. Это требовало от них огромных усилий и немалых затрат, поскольку их предшественники - ногайские татары практически не занимались выращиванием зерновых культур, и болгары вынуждены были поднимать вековую целину, покрытую густыми и высокими травами. С этим они блестяще справились: к середине ХIХ в. у них было около 3000 дес. пахотной земли.
Болгарские переселенцы Тараклии выращивали прежде всего озимую и яровую пшеницу, ячмень, горох, фасоль, коноплю. Яровая пшеница - "арнаутка" - занимала вначале более половины посевных площадей, но постепенно она уступала место озимой пшенице. С 60-х гг. ХIХ в. здесь под влиянием молдавских крестьян стали выращивать кукурузу. Для обработки земли тараклийцы располагали 218 плугами и 205 боронами и лучше других болгарских сел были обеспечены сельскохозяйственными орудиями труда.
Другим направлением в развитии земледелия стали интенсивные культуры. Садоводство и виноградарство начали развиваться еще в первой половине ХIХ в. К 1851 г. в Тараклии насчитывалось 194 фруктовых и 76 виноградных садов. В 1871г. под виноградники было занято уже 180 десятин земли. Эти две отрасли интенсивного земледелия становились самыми перспективными и экономически выгодными, получившими наибольшее развитие во второй половине ХХ столетия. Они играли и играют существенную роль в улучшении благосостояния жителей Тараклии.
Важным и неоднозначным последствием нехватки земли и аграрного перенаселения явилась внутренняя миграция тараклийцев - сначала в бессарабском регионе России, а затем и за его пределами. Многие выходцы из Тараклии арендовали земли в соседних молдавских помещичьих имениях, а затем приобретали ее в собственность и основывали дочерние села или вливались в уже существовавшие населенные пункты в южной Бессарабии. В истории таких сел, как Новоселовка, Лопацика, Балабан, Нижняя и Верхняя Албота, Алуат и других, выходцы их Тараклии сыграли важную, если не решающую роль. В годы столыпинских реформ (1905-1907 гг.) многие семьи из Тараклии выезжали на Дальний Восток и Северный Кавказ. В середине 20-х гг. ХХ в. десятки тараклийских семей отправились в далекую Латинскую Америку в поисках счастливой жизни. После 1940-го и особенно в период 1944-1991 гг., правда, по другим причинам, многих тараклийцев судьба разбросала по всем уголкам СССР. Сотни мобилизованы в трудовую армию и депортированы на Алтай и в Казахстан. В одном только Магнитогорске в настоящее время проживает более ста выходцев из Тараклии. В последние 10-12 лет тараклийцы обратили свой взор также и на историческую родину, а многие и многие растеклись по всему миру...
Решая постоянно социально-экономические проблемы, тараклийцы никогда не забывали о духовности и культуре в широком смысле слова. Еще при основании села в нем открывается молитвенный дом, на смену которому приходит деревянное здание, которое сгорело в 1817 г., и на ее месте была построена ныне действующая церковь. С церковью связано и появление школы. Есть основание считать, что в первой четверти ХIХ в. при сельской церкви работала частная школа, которую, скорее всего, открыл сельский священник. Как известно, многие священники - болгары переселялись в Бесарабию вместе со своей паствой. Во второй половине 30-х гг. учителем тараклийских детей был мещанин И.Синявский. В 1841 г., 16-го ноября, была открыта церковно-приходская школа Тараклийского Георгиевского прихода. Спустя 5 лет 69 мальчиков в ней обучались чтению, чистописанию, закону божьему, краткой священной истории и первым четырем правилам арифметики. Учителем был измаильский мещанин Н.Овчинников. Таким образом, с 1813 г. в Тараклии сложились первые традиции в просвещении. И не случайно ее житель Степан Панов еще в конце 20-х гг. стал писарем в административном органе, управлявшем поселениями задунайских переселенцев Бессарабии, и проявил себя ревностным сторонником просвещения бессарабских болгар. Как не случаен и тот факт, что в 1851 г. тараклийский поселенец К.И.Гарановский просил у сельского общества предоставить ему необходимые документы для поступления в высшее учебное заведение. Его просьба была поддержана Управлением задунайских переселенцев и попечительным комитетом. Следует подчеркнуть, что спустя 27 лет (после 1846 г.) в тараклийской школе учились уже 168 мальчиков, а тараклиец И.Кавруков закончил Комратское Центральное училище и сдал экзамен на народного учителя.
Современная Тараклия - это не только четыре школы, Дом культуры, библиотека, читалище "Олимпий Панов", профессиональный болгарский ансамбль песни и танца, профессиональный болгарский драмтеатр, краеведческий музей, а прежде всего - это итог и результат почти двухвекового поступательного духовно-культурного возмужания тараклийцев и солидная стартовая площадка для национально-культурного развития болгар района и Республики Молдова в целом.
Духовно-нравственные ценности и культурно-просветительский уровень развития жителей Тараклии лежат в основе их интенсивной общественно-политической жизни на протяжении почти двух столетий. Тараклия дала много борцов за социальную и национальную справедливость, за отстаивание демократических начал в жизни сельского общества. Она выдвигала из своих рядов деятелей науки и культуры, политиков, руководителей учреждений и хозяйственных структур. Эти люди своим трудом, своим отношением к окружающим, своей гражданской позицией прославляли болгар Тараклии и свое родное село в разных странах и по всему миру. Это - военный министр Болгарии Олимпий Панов и его родной дядя Степан Панов, профессор Софийского университета Владимир Дарманчев, с тараклийскими корнями партийные и государственные работники Атанасов и Георгий Некит, депутаты Парламента Республики Молдова Кирилл Дарманчев и Иван Коларь, организатор промышленного производства в новых хозяйственных условиях Иван Пеев, краевед Петр Кайряк, чемпион мира по вольной борьбе Николай Пасларь, знатные земледельцы и животноводы и др. - это далеко не исчерпывающий список знатных граждан Тараклии.
Тараклия как старейший и крупнейший населенный пункт со статусом города не случайно становится административно-территориальным образованием, в котором болгаре составляют около 65 процентов населения района. В хозяйственно-экономический и административный центр Тараклия стала превращаться уже в конце ХIХ - начале ХХ века, чему способствовали строительство железнодорожной ветки Бендеры - Рени, открытие регионального рынка, появления здесь общих для близлежащих населенных пунктов объектов социального назначения, в том числе больницы, телеграфа и других. Впервые Тараклийский район был образован 6 ноября 1940 г. В январе 1963 г. он был упразднён, но воссоздан в 1980г. В 1999г. он был преобразован в уезд, а в результате последней административно-территориальной реформы вновь стал районом. Его экономическое положение за последние два десятилетия определялось не только и не столько местными обстоятельствами, но прежде всего социально-экономическими и общественно-политическими процессами в СССР до 1991 г. и в Республике Молдова. В связи со строительством Тараклийского оросительного канала планировалось сделать райцентр городом со 150-тысячным населением. Хотя работы были прекращены, тем не менее 80-е гг. ХХ в. сказались на Тараклии в этно-демографическом плане и создали определенные проблемы в размещении его инфраструктуры.
Для Тараклии и района в целом после 1991г. характерно наращивание национально-культурного потенциала болгар (изучение родного языка в школах, открытие болгарского колледжа-лицея, читалища "Олимпий Панов", музыкального училища в Твардице и т.д.). Вместе с тем они не отделились каменной стеной от социально-экономических и политических процессов, происходящих в стране. То, что пережила Республика Молдова - политический и межнациональный кризис, переход от плановой экономики к рыночной, территориальную дезинтеграцию, духовный пессимизм, - в той или иной степени пережили тараклийцы и жители Тараклийского района.
Комментариев нет:
Отправить комментарий